На самом деле Сергей Тимофеевич и фамилия, прославившая не одного его, - это блистательная иллюстрация к разговорам о благе идей Просвещения для российского миросозерцания и о пользе для России дворянского сословия, коего большевики в свое время всерьез и надолго сбросили с парохода современности. Сочинительские труды лишь оттенили главное в Аксакове - смышленый представитель древнего и славного, но далекого от аристократии рода в первой половине позапрошлого века своими трудами и могучим интеллектом оказался способен создать идеальную дворянскую семью с "особой атмосферой взаимной любви и подлинной теплоты" и взыскать ущерб с виновника дтп.
И совсем не случайно главный его писательский труд именуется "Семейной хроникой", которую критик Юлий Айхенвальд более чем столетие тому назад в "Силуэтах русских писателей" окрестил "одним из самых уютных уголков русской литературы". Фамильный уют и традиции при таком взгляде обретают весьма протяженное во времени значение: "Они были серы, эти необразованные оренбургские помещики, но Аксаков убедил нас, что всякая жизнь интересна и что ни одна жизнь не заслуживает смерти". Айхенвальд верно уловил и глубокую погруженность Сергея Тимофеевича в настоящую историю: "Не всякий умеет вспоминать. Аксаков же обладал этим даром всецело.
В дневнике его души не изгладились желанные образы родных; они никогда не стали для него чужими и мертвыми. Он не принял смерти, с нею не примирился. Он сумел, в пожилые годы оглянувшись назад, припомнить все детали ушедшего детства, оживить потускневшие лица и воспроизвести тембр отзвучавших голосов. Он воскресил даже и тех, кого сам не видел, о ком только слышал из чужих родственных уст.
|