Несмотря на ограничения советской цензуры, мультипликатор Юрий Норштейн создал культовых минималистических персонажей и стал одним из ведущих мировых мультипликаторов. В беседе с нами он рассказал, почему не хочет иметь ничего общего с российским правительством и о проблемах современной мультипликации. 02.2016397224. Маша Цур-Глузман, Лиза Розовски (
Покемоны последний сезон). Один из вечеров в августе 1945 года. Пыльная мощеная дорога. Он стоит на автобусной остановке со своим дядей, только вернувшимся с войны, и не представляет себе, что это один из тех моментов, которые он запомнит на всю жизнь.
Такими словами открывает российский мультипликатор Юрий Норштейн свою лекцию в зале «Заря» в театре «Гешер» в Яффо. Около тысячи человек затаили дыхание и терпеливо ждут, пока он достает бумаги с записями и жалуется, что подсветка стола, на котором вставлены персонажи его мультфильмов, недостаточно сильная. Семидесятипятилетний Норштейн считается одним из величайших мультипликаторов мира, будучи режиссером-постановщиком всего четырех известных мультфильмов, самый длинный из которых — получасовой (это если не считать тех работ, в создании которых он участвовал в разном качестве).
Созданная в 1979 году картина «Сказка сказок» удостоилась множества наград важнейших анимационных фестивалей, посвящена детским воспоминаниям Норштейна времен войны. В 1984 году на Олимпиаде искусств в Лос-Анджелесе, проходившей параллельно Олимпийским играм, он был признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов». Может, этот титул кажется чрезмерным, но зато отражает уровень восхищения работой Норштейна среди студентов, любителей искусства и мультипликаторов.